Развитие шахмат
В период раннего средневековья (VIII-IX вв.) арабы, в результате завоевания Испании, перенесли шатрандж в Испанию. После чего эта игра начала распространяться в Западной Европе, где продолжилось дальнейшее преобразование правил, которое в результате превратило шатрандж в современные шахматы.
Современный же облик шахматы приобрели лишь к XV веку, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах существовали собственные, порой довольно причудливые, особенности правил. К примеру, в Италии вплоть до XIX века пешка, достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в те фигуры, которые уже были сняты с доски, причем ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось. В этом случае пешка оставалась пешкой и превращалась в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Так же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй и королём фигуры и при прохождении королём битого поля.
История шахмат довольно богата и по мере их распространения в Европе стали появляться шахматные и художественные произведения, рассказывающие об этой игре. Первая поэма о шахматах, написанная Эзрой, появилась в 1160. В 1283 вышла первая шахматная книга в Европе — трактат Альфонса X Мудрого. Эта книга представляет значительный интерес при изучении истории шахмат, так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа. Приблизительно в 820 году арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат» появились на Руси, в русском языке обретя уже известное всем нам название «шахматы», придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Во всяком случае, русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу арабским или среднеазиатским. Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратили старые русские шахматы в современные. С арабским периодом связано и появление
так называемой описательной нотации, благодаря которой стала возможной запись сыгранных партий.
Однако христианская церковь на протяжении всей истории шахмат занимала резко негативную позицию, приравняв их к азартным играм и пьянству. Но, несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. И уже в 1393 году Европе Регенбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр. Заметим, что в России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет, но по крайней мере с XVII—XVIII века этот запрет фактически не действовал. Играл в шахматы Иван Грозный. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья. При Петре I ассамблеи проходили с непременными шахматными играми.
В XIV-XV вв. традиции восточных шахмат в Европе были утрачены, а в XV-XVI вв. стал очевиден отход от них после ряда изменений в правилах ходов пешек, слона и ферзя. Но уже к XV—XVI векам шахматные правила в основном устоялись, благодаря чему началось развитие систематической шахматной теории. В 1561 году священник Руи Лопес – автор популярного дебюта «испанская партия» – издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены выделяемые сейчас этапы партии — дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта — «гамбит», в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала.
Большой вклад в развитие шахматной теории в XVIII веке внёс известный французский музыкант Франсуа-Андре Даникан Филидор, оказавший огромное влияние на развитие истории шахмат. Он серьёзно пересмотрел взгляды предшественников, прежде всего, итальянских мастеров, считавших, что наилучшим стилем игры является агрессивная атака на короля противника всеми наличными средствами и использовавших пешки только как вспомогательный материал. Филидор развил так называемый позиционный стиль игры. Он считал, что игрок должен не бросаться в безрассудные атаки, а планомерно строить сильную, устойчивую позицию, наносить точно рассчитанные удары по слабостям позиции противника, при необходимости прибегать к разменам и упрощениям, если они ведут к выгодному эндшпилю. Правильная позиция, по Филидору, это, прежде всего, правильное расположение пешек. По словам Филидора, «Пешки — душа шахмат; только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение». Филидор разработал тактику продвижения пешечной цепи, настаивал на важности пешечного центра и проанализировал борьбу за центр, был автором всем известной «защиты Филидора». Во многом его идеи легли в основание
шахматной теории следующего века. Книга Филидора «Анализ шахматной игры» стала классикой, она выдержала 42 издания только в XVIII веке и многократно переиздавалась позже.